Особенности рынков б/у яхт в России и за рубежем

В России активно развивается рынок подержанных яхт. Ежегодное число судов, выставляемых на продажу, достигает 400-500. Это пока немного, учитывая европейские показатели – 10-12 тысяч яхт ежегодно – однако цифры растут. И в ближайшее время участники рынка ожидают появление первых профессиональных брокерских компаний, которые возьмут за основу европейские стандарты работы. Какое будущее ожидает российский рынок подержанных яхт и что от этого получат российские яхтсмены?

Покупка подержанной яхты – это возможность приобрести надежное и крепкое судно по цене в 1,5-2 раза ниже новой лодки. И это несмотря на факт, что подержанные яхты медленно теряют в цене – не в пример автомобилям. Яхты и служат дольше – при хорошем обслуживании и уходе лодка способна радовать хозяина десятилетиями. Конечно, все это верно только при покупке хорошей яхты, без «подводных камней». Обратная сторона медали при выборе подержанного судна – возможность натолкнуться на восстановленную после аварии или затопления лодку, и такая покупка может обернуться серьезными проблемами. Чтобы этого не произошло, на цивилизованном европейском рынке существуют институт сюрвеев – специалистов, обследующих судно на предмет проблем и дефектов и составляющих подробный отчет о выявленных недостатках. Сюрвеи проходят специальную подготовку, и более того – их работа контролируется компетентными органами – поэтому в качестве услуг специалиста можно быть уверенным. В России сюрвеи отсутствуют, как и специализированные компании по оценке судов – их появление вопрос будущего, потому что с развитием рынка данные услуги будут все больше и больше востребованы.

Основные игроки европейского рынка подержанных яхт – это брокерские компании, число которых по разным оценкам превышает 140. Точное количество брокеров определить трудно, потому что в отличие от сюрвеев им не надо получать специальные лицензии для работы. Через брокеров проходит примерно 80% судов, как правило, стоимостью более 10 тысяч евро. Лодки дешевле указанной суммы брокерам неинтересны из-за низкой комиссии. С другой стороны, владельцы недорогих судов предпочитают продавать лодку самостоятельно, чтобы не платить со скромной суммы комиссионные. Последние, кстати, могут быть 6% или 8% — в зависимости от схемы работы с посредником.

Читайте также  В Москве открылся шоу-рум яхтенной экипировки Marinepool

Если владелец яхты желает, чтобы для продажи его лодки прилагали максимум усилий – необходимо заключить с брокером договор эксклюзивной продажи судна. Он предполагает, что яхту будет предлагать на рынке только один брокер – естественно, его сотрудники будут стараться продать лодку максимально быстро. Потому что вознаграждение посредника в случае эксклюзивной продажи составляет 8% стоимости яхты. Можно поручить продажу лодки и нескольким компаниям сразу. Комиссионные в этом случае уменьшаются до 6%, и данную сумму получает брокер, который первым найдет покупателя. Однако в данном случае интерес брокеров меньше и в большинстве случаев они ограничиваются тем, что добавляют объявления о продаже яхты на собственные сайты и на популярные Интернет-рерурсы, например, Yachtworld.com или Boats.com, а также французский ресурс Еyb.fr.

Конечно, и среди европейских брокеров встречаются недобросовестные компании, поэтому очень важно знать, с каким брокером можно нормально работать, а в какую компанию обращаться не стоит. И обязательно при покупке дорогой яхты заказывать осмотр судна сюрвеем – в большинстве случаев это спасает от ошибки. Лучше не скупиться и не смотреть лодки по явно заниженным ценам – среди них чаще встречаются яхты с темным прошлым, в частности, затопленные лодки, побывавшие в аварии или имеющие другие проблемы, которые проявятся в процессе эксплуатации.

В России ситуация с брокерами сложнее – как таковых, специализированных компаний пока нет. Посредниками при продаже подержанных яхт зачастую выступают дилеры марок или частные лица. Часто продажа ведется напрямую, когда владелец судна вынужден заниматься вопросом сбыта подержанного судна самостоятельно. На помощь приходят многочисленные Интернет-ресурсы, среди которых крупные тематические доски объявлений (для подержанных яхт и катеров http://usedboats.ru/ и для новых — http://newboats.ru/), небольшие торговые площадки водной техники (http://gidrocar.ru/, http://www.boatprice.ru/) и форумы яхтсменов — и http://www.yachting.ru/sale/.

Читайте также  Парусники-победители European Yacht of the Year

Однако ситуация будет меняться. Сегодня услуги брокеража судов близкие к европейским стандартам предложила компания BFS, открывшая в этом году специализированный сайт по продаже подержанных яхт и катеров http://www.b-f-s.ru. Он отличается от уже известных ресурсов тем, что на сайте публикуются только контакты фирмы. И соответственно посетители сайта, заинтересованные в покупке выставленного на продажи судна, ведут переговоры с представителями BFS. Присутствие владельца судна необходимо только при сделке. Вознаграждение брокера составляет 8%, как в Европе, при этом к продаже принимаются яхты и катера стоимостью от 10 тысяч евро. Сегодня компания расширяет сеть представителей в регионах с тем, чтобы проводить осмотр выставляемых на продажу яхт и катеров с целью обеспечить высокое качество предложений, опубликованных на сайте.

Насколько быстро европейские стандарты работы будут перениматься российским рынком, прогнозировать сложно. Но однозначно – процесс в этом направлении уже пошел.